26 04
Даховский мост

Адыги, выражая чувство крайнего восторга, произносят слово «дах». Буквальный перевод – «красивый». Именно так можно одним словом описать древнюю архитектурную памятку горного края, Адыгеи, и одной из ее живописных станиц, основанной в 1862 году, Даховской. Это каменный красавец-мост ее северной окраины и всего Майкопского района. По нему можно добраться к Лагонакскому нагорью и Азишскому перевалу. Если подниматься от моста наверх, то попадаешь на смотровую точку кряжа Уна-Коз и скальное образование «Чертов палец».

Мост начал возводиться в 1905 году и строился в качестве укрепления несколько лет на кордоне казаками-штрафниками, выполнявшими принудительные работы за участие в восстании. Но и сегодня время над ним неподвластно. Все также он служит визиткой Даховской. Хорошо просматривается при въезде. Гордо возвышается над мелководной в обычное время и разливающейся во время паводка горной речкой Дах, находясь на высоте 461,4 м над уровнем моря.

До наших дней мост сохранился, в практически, первозданном виде, без серьезных разрушений, о чем свидетельствует его повседневная эксплуатация. Даже несмотря на то, что основной грузо- и пассажиропоток осуществляется по новому мосту, возведенному здесь же, в станице, древнее строение может составить достойную конкуренцию более позднему бетонному «собрату», пропуская через себя даже автотранспорт. А еще совсем недавно по мосту была налажена постоянная переправа. Здесь перевозили 40-тонники лесовозы бревна вековых буков. В не таком далеком 1968 году, как свидетельствует летопись края, по Даховской мостовой переправе даже проехал танк. Секрет его монолитности кроется в особом способе кладки и рецептуре скрепляющего камни песчаного известково-молочного раствора.

Специалисты считают, что крепкую основу обеспечил яичный белок, который подмешивали тамошние зодчие в раствор в качестве пластификатора. Он обеспечил монолитность кладки и быстрое схватывание ее с каменными фрагментами. Наверное, поэтому второе название конструкции Яичный мост. Технология приготовления раствора та же, что и при строительстве старинных зданий. Используя гидрофобную органику (в частности, яичный белок), повышали водонепроницаемость воздушной гашенки (извести). Яичные добавки считались поверхностно-активными, а известь использовалась в качестве основного вяжущего компонента.

Мост строили всем миром. На помощь казакам Второго Урупского полка пришли жители станицы, местное духовенство. Сбор яиц был массовым. Древний виадук характеризуется не слишком высокими, но мощными двумя опорами, находящимися в воде, довольно большой протяженностью; тремя арочными пролетами, напоминающими римские традиции возведения виадуков. Основу составляют каменные монолиты-блоки больших размеров, дополненные в конструкции более мелкими камнями. Цвет моста можно характеризовать как грязновато-желтый. На вековых архитектурных выступах в кладке произрастает разная растительность: начиная от травы и заканчивая низкорослыми деревцами. Проезжая часть довольно приличная: по асфальтовой дороге налажено движение велосипедистов и мопедистов. Оставшиеся металлические фрагменты свидетельствуют о когда-то оборудованных на мосту перилах, не сохранившихся до теперешнего времени.

Мелководье реки позволяет увидеть первозданную кладку снизу моста. Она сохранилась в хорошем состоянии. Здесь же, под арочным перекрытием, обосновался дикий пляж. Небольшая глубина, прогреваемость солнцем, сами по себе теплые воды реки Дах (они значительно теплее, чем у реки Белой) – идеальные условия для купания ребятишек.…Мост, как немой свидетель истории, стоит на страже станицы. Он всегда рад ее гостям.